Скажу сразу, ретушь появилась в то же время, что и сама фотография.
Примерно в 1840-е пошел основной процесс создания первых снимков, тогда же начался и процесс их редактирования. Фотография была дорогим удовольствием. Она была как художественное произведение и, чем «идеальнее» получалась, тем большим спросом пользовалась. Не удивительно, что фотографы тех времен тут же стали учиться «улучшать» свои снимки.
Первая ретушь итоговой фотографии приписывается швейцарцу Изенрингу. Он в целях придания блеска глазам выскребал серебряное покрытие. Так на фото появлялись блики и добавлялся объем.
Но уже в 1850 г. технологии стали усовершенствоваться. Появился живописный метод ретуши. Он заключался в том, что на бумажном негативе фотограф менял окружение на изображении таким образом, что объект съемки оказывался на абсолютно белом фоне. После чего уже на позитиве вместо белого фона дорисовывался пейзаж или архитектурный ансамбль.
Вскоре фотографы поняли, что редактировать можно не только окружение, но и самих людей. В ход пошли дефекты кожи лица, морщины, современная «пластика». Все ради красивой картинки, которую хотелось бы купить.
Клиентам-женщинам это нравилось в особенности. По рассказам фотографов тех времен, знатные дамы были мало усидчивыми и от этого фото получалось темным, со множеством ненужных деталей. Ретушь же помогала убрать лишнее и добавить нужное. Корректировка фотографии стала чуть ли не обязательной.
Инструменты ретушера тех времен. Стандартный рекомендуемый набор.
В ход шли: ножи, чтобы кадрировать фотографию; карандаши для дорисовывания или замазывания лишнего; различные виды красок и распылителей; захваты; увеличительные стекла. В применении была даже особенная «жвачка». Её использовали как основу. А в случае, если фотограф ошибался, эту резинку можно было легко соскоблить.
Самыми популярными и эффективными методами ретуши ещё до появления Photoshop были:
— наложение друг на друга разных снимков,
— экспонирование,
— фотомонтаж,
— обработка негативов и т. д.
Особенно занимательно то, что все те приемы, что применялись изначально для ретуши, теперь мы можем использовать абсолютно для того же и в современном фоторедакторе.
Расцвет фоторетуши конечно же пришелся на период расцвета Голливуда.
Тут-то работы фотографам и прибавилось. Каждое обычное заказанное фото отнимало у ретушера несколько часов в день. А уж требований к постерам фильмов и снимкам селебрити было еще больше.
Казалось, что все актрисы и актеры времен черно-белого кино имели свою естественную неповторимую красоту. И ни одна рука «нечестивого» ретушера не прикасалась к их фото. Но это не так! Даже великая Одри Хепберн имела недостатки.
Для плаката знаменитого фильма «Завтрак у Тиффани» (1961) Одри подправили прическу, высветлили тени, морщинки и лицо в целом.
Одним из показательных и занимательных снимков в истории ретуши может служить вот такой портрет Авраама Линкольна.
А точнее его ловкий фотомонтаж.
Изначально на фото 1860-го года стоит Джон Калхоун, но в последствии к его телу было «приделано» лицо Линкольна. Этот портрет послужил основой для пятидолларовой купюры.
Нельзя не отметить «подвиги» ретушеров наших советских фотографов. Им в 30-е года прошлого века приходилось особенно много трудиться. Ведь убирать с фотографий «провинившихся» членов партии нужно было довольно часто.
Вызывает, скажем, редактор газеты «Правда» фотографа и говорит: «Подготовьте эти фотоснимки для публикации, только Бухарина надо убрать». «А что вместо него?» — спрашивает фотограф. «Не знаю, впечатай пальму в кадке!». Вот так и пошло выражение среди фоторепортеров — «пальмировать». Куда деть со снимка того или иного «врага народа»? Как куда, «пальмировать»!
Так же примером «убирания» неугодного лица с фото может служить такой снимок.
Чем уж обидел фюрера Йозеф Геббельс непонятно, но на фотографии 1937 г. он исчез с оригинала.
«Фото с призраком». Одно из направлений в фотографии тех времен.
Такие картинки даже пользовались спросом. Ведь с помощью них живые люди могли сблизиться с умершими родственниками.
Сейчас понятно, что все призраки были ненастоящие. Просто фотограф брал две фотографии и совмещал их. Одна из них была сделанная прямо сейчас с заказчиком, а вторая — это прижизненное фото умершего члена семьи.
Самым знаменитым «призрачным снимком» стало фото жены Авраама Линкольна, сделанное после его кончины. Датой редактирования данного фото считается 1870 год. Интересно же тут то, что в те годы создатели работы убедили зрителей, что это самый настоящий призрак.
Так какими же методами ретуши пользовались фотографы тех времен?
Совмещение картинок в одну.
Например, здесь снимок скомбинирован из двух. На основное фото добавлялось фото с облаками.
Технологии тех времен не могли передавать небо на фотографиях правильно. И в целях реалистичности картинка дорабатывалась.
Дело в том, что для создания фото основного объекта требовалась долгая экспозиция, во время которой пропадали детали на небе. Вместо неба получался просто белый фон.
Другим же методом «добавления» облаков на фото была их дорисовка. Пример — фотография 1855 года «Лодки на отливе» Эдуарда Балдуса.
Самым искусным моментом же здесь считается плавный естественный переход между не настоящими облаками и размытыми контурами гавани.
Еще одним знаменитым снимком данной методики коллажирования неба и волн является фотография Густава Ле Грея. Она выставлялась на парижских выставках и произвела фурор. То, что снимок был сделан из негативов двух разных фото оставалось под секретом до конца его жизни.
Однако коллажированию поддавались не только пейзажи. Данный снимок Генри Пич Робинсона — «Угасание» 1858 года был сделан из пяти негативов.
Позже автор снимка написал книгу «Эффект живописи в фотографии», где сравнивал обработку фото с другими формами искусства.
Таким же примечательным снимком Робинсона является работа «Осень». Изначально он нарисовал картину, пробуя различные наброски композиции этого кадра. Дальше, выбрав наилучший, он сделал несколько снимков фото и соединил их при печати в одну работу.
Фото 1870-го года Раймунда ван Стилфреда.
Чтобы достичь эффекта дождливой погоды, пришлось соединить несколько приемов.
Трава на переднем плане — студийный реквизит. Будто развевающееся на ветру кимоно подвешено на тонких нитях, а длинные диагональные линии в виде струй дождя нарисованы на негативе.
В начале 20 века широкое распространение получили открытки-небылицы.
Они стали своеобразной заменой путешествиям. И могли рассказать о дальних странах с помощью фотографий. Но реальность не всегда была достаточно интересной и фотографы решили, что снимки-открытки можно дорабатывать. Такие картинки стали восхвалять изобилие регионов и тем самым привлекать туда переселенцев. Миф об американском изобилии родился именно так.
Сейчас подобные фотоподделки выглядят наивно и смешно. Но, если учесть, что столетие назад методы съемки и ретуши были гораздо примитивнее, а фотошопа и в помине не было, то находчивость и талант некоторых фотохудожников просто восхищает.
И напоследок немного фотоюмора ;)