Свет — в физической оптике электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.
Какие источники света мы знаем?
1. Естественные:
- солнце;
- звёзды, метеориты, кометы (космические объекты, дающие то самое электромагнитное излучение);
- луна (она сама по сути не источник, но она отражает свет от солнца и становится КАК БЫ источником);
- полярное сияние;
- гроза/молния;
- животные (светлячки, планктон, медузы) и некоторые виды грибы.
2. Искусственные (созданные человеком):
- лампы (не будем углубляться в классификацию и терминологию. Их мно-о-о-ожество). Для фотографов проще так: фотофонари, вспышки, моноблоки, лампочки и пр.
- костер, свеча, лучина;
- газовые фонари и пр.
Каждый из этих источников может производить свет, который станет жестким или мягким. На самом деле, всё зависит лишь от 2-х параметров, о которых я скажу чуть позже. Зная их, Вы сможете подстраиваться под источники или сами источники подстраивать под себя, в целях получения нужного Вам света (жесткого или мягкого теневого рисунка).
Начнем с того, что научимся отличать жесткий свет от мягкого.
Сделать это легко. Достаточно просто взглянуть на получившуюся у нас картинку.
👈 На фото слева жесткий свет. Он характеризуется резкими тенями. По сути между световой областью и теневой можно провести четкую линию.
👉 Мягкий свет характеризуется более обширной областью перехода, она напоминает градиент. Тень плавная, четкой границы у нее нет.
Какие условия должны быть выполнены, чтобы свет стал жёстким?
- Источник освещения должен быть меньше, чем снимаемый объект. Например, лампочка или вспышка при фотографировании человека. Даже солнце (с учетом расстояния до него) может являться и является в ясную погоду жестким источником освещения (вспомните на фото какого крошечного размера оно кажется, в ладошке помещается);
- Расстояние до объекта. Чем дальше свет, тем он точечнее и жестче. Солнце, как пример подходит идеально — расстояние до земли большое, поэтому более сильного источника жесткого света, чем солнце в зените придумать трудно. Но так же происходит и с фонарем и прочими, если их отнести по-дальше.
Как это работает?
У Вас есть 1 источник света. Чтобы он стал жестким он должен быть меньше модели (фонарь и девушка) и он должен располагаться далеко от модели.
Все лучи от этого источника света падают на фотографируемую сцену под одним и тем же углом — это приводит к тому, что все участки изображения либо максимально освещены, либо вообще НЕ освещены светом. Граница между светом и тенью четкая.
Мягким же свет становится, когда поверхность «светильника» значительно увеличивается по площади. Точек из которых лучи попадают на девушку становится много. Соответственно и теней на модели становится много. Они между собой перемешиваются, получаются не такими насыщенными.
Приведем пример.
Здесь использована лампа направленного света без рассеивателя. Очевидно, что в большинстве ситуаций такая лампа станет источником жесткого света. Но! Тут мы максимально приблизили модель к источнику и получили мягкий свет. В данной ситуации лампа работает как софтбокс на картинке. Если модель отдалить, то тени станут жестче.
Как пользоваться полученной информацией? Как любой источник света сделать жестким или мягким?
Очень просто. Повлиять на расстояние или на размер (площадь излучения) источника.
И, если с расстоянием ещё вроде как понятно и выполнимо (можно отодвинуть/отнести), то как влиять на размер источника? Он же не резиновый. Вот вам самый очевидный пример. Вспышка в лицо — жесткий свет, вспышка с надетым на нее рассеивателем (октобоксом, например) — мягкий свет. Берем 1 луч и делаем из него множество.
Так как? Примеры.
1. Искусственные источники света (фонари, моноблоки, вспышки, лампы). Самостоятельно чаще всего они служат источниками жесткого света, так как физически гораздо меньше моделей (видели лампу размером с человека? ну, вот). Однако, все их так же можно «смягчить».
— Рассеивателем. Как думаете какая функция у Вашего плафона на люстре дома? Правильно — смягчить и рассеять свет. Для вспышек или моноблоков в студиях в этих целях служат октобоксы, софтбоксы, стрипбоксы и прочие. В домашних условиях натяните белую тюль и направьте световой пучок сквозь нее. В общем, Вы поняли, физика проста — помещаете между источником света и моделью белую, полупрозрачную ткань и готово.
— Числом используемых «светильников». Нет тканей, но есть 5 вспышек. Вперед. Используем не 1, а 5 источников света, направляем из разных точек на одну модель и вуаля, тени уже не жесткие. Тут главное не перемудрить с количеством источников и световыми схемами.
— Отражением света. Направляем вспышку не в лицо модели, а в потолок. Потолок белый, он не даст паразитных оттенков и он отразит много света (черная поверхность так не сделает, все дело в физике: в отражении и поглощении света). А еще потолок НАД головой и это значит, что мы получим приятный свето-теневой рисунок. Такое направление лучей нам привычно и радует глаз. Вывод. Что важно? Чтобы поверхность была плотной (смогла перенаправить поток лучей), белой (не даст паразитного цвета и отразит максимально) и выше лица модели.
2. Естественные. Солнце! Прямо повлиять на физические параметры такого источника мы не можем, но!
— Мы можем пойти на фотосессию в 12.00 часов дня или в 19.00 вечера. Мы влияем на свет с помощью времени.
— Или мы можем пойти в пасмурную погоду и облака станут для нас громадным софтбоксом.
— Или мы можем взять с собой рассеиватель света и вручную с помощью такого полотна создать «эффект софтбокса».
— Или мы можем избежать жестких теней подсветив их (отражатель или любой доп источник света в лицо). Метод сложный, тут главное новым источником света не переусердствовать.
— Или мы можем поставить модель в тенёк и там-то уж свет точно будет равномерным и рассеянным.
— А еще мы можем попросить модель отвернуться от солнца, встав к нему спиной. Скомпонуйте кадр так, чтобы сам источник света в фотографию не попадал и готово. Тень равномерная, жесткости нет.
Как быть с другими естественными источниками света? Они в фотографии зачастую фигурируют как самостоятельные объекты и функцией подсветки не обладают, мощности маловато. Они нужны в кадре скорее для объема и атмосферы.
Ну, и напоследок задачка.
Дано: 15.00 часов дня. Яркое солнце. На небе ни тучки.
Вопрос: Какими двумя способами смягчения света я воспользовалась, не имея при себе никаких вспомогательных устройств?
Жесткий свет.
На модели мягкий свет.
Мягкий свет.